- Этнография
-
ЭТНОГРА́ФИЯ (от греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — науч. дисциплина, занимающаяся изучением этнич. общностей и специфич. черт их культуры. Наряду с термином Э. для обозначения этой науч. дисциплины используются и др. названия. Ближайший (в рус. традиции синонимичный термин) — этнология. В ряде зап.-европ. стран под термином Э. понимается описательная дисциплина в отличие от теоретической — этнологии. В англоязычных странах аналогом Э. являются социальная антропология (Англия) и культурная антропология (США). В работах К. Леви-Строса Э., этнология и антропология представляют собой три этапа в процессе изучения культуры: Э. включает сбор и систематизацию эмпирич. фактов, этнология — синтез на разл. уровнях (ист., географич. и др.), антропология — заключительный этап познания человека и его культуры. В России Э. как самостоятельная наука возникла в сер. 19 в. В 1845 было создано РГО с отделением этнографии, которое возглавил К. М. Бэр. Первоначально задача Э. виделась в изучении инородцев, населяющих Россию, но вскоре, с приходом на пост главы отделения Н. И. Надеждина, основное внимание стало уделяться изучению русских. Во 2-й пол. 19 в. основные усилия сосредоточились на иссл. обществ. и семейного быта, сельской общины, обычного права, народной поэзии, интерпретация которой велась с позиции сначала мифологич. школы, а затем "теории заимствований" (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, О. Ф. Миллер, А. Н. Веселовский, В. В. Стасов, В. Ф. Миллер и др.). На рус. Э. особое влияние оказал эволюционизм, который с 70-х гг. стал доминирующим направлением. С позиций эволюционизма вели свои исследования М. М. Ковалевский, Л. Я. Штернберг, Н. Ф. Сумцов, В. Н. и Н. Н. Харузины. С 90-х гг. развернулась музейно-собирательская деят-ность. Крупнейший из Э. музеев — Музей этнографии и антропологии (Кунсткамера). В это же время появилась этнографич. периодика — ж. "Этнографич. обозрение" (1889) и "Живая старина" (1890). Много ценных Э. материалов было собрано "Этнографич. бюро" кн. В. Н. Тени-шева. Во многих губ. России активно работали местные собиратели (П. В. Шейн, С. В. Максимов, Е. В. Барсов, Д. Н. Садовников и др.). Эту линию затем продолжили этнографы-краеведы Д. К. Зеленин, Н. А. Иваницкий, М. Б. Едемский, Н. Я. Никифоровский, В. Н. Добровольский. В сов. время проблематика Э. исследований постепенно менялась. Основное внимание стало уделяться вопросам этногенеза, этнич. истории, материальной культуры. Особенно поощрялись крупные коллективные проекты. Были созданы историко-этнографич. атласы ("Сибирь", "Русские"), осуществлено многотомное издание "Народы мира". 70—80-е гг. отмечены усиленной разработкой теории этноса (Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов и др.). В последние годы исследоват. интерес сместился в сторону проблемы этничности.
Лит.: Токарев С. А. История рус. этнографии. М., 1966; Этнография вост. славян. Очерки традиц. культуры. М., 1987; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1990; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990; Зеленин Д. К. Вост.-славянская этнография. М., 1991.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.